Сухопутные дороги уезда Ржевы Володимеровой в XV-XVII вв. по письменным и картографическим источникам

Введение. В настоящей работе представлена реконструкция сухопутных дорог на территории уезда Ржевы Володимеровой в XV-XVII вв. Выявление конфигурации дорог проводилось с учетом локализации писцовых поселений через идентификацию названий поселений по картографическим материалам XIX в. Материалы и методы. В работе была использована программа QGIS 3.18. В созданной ГИС отражены различные слои информации об археологических и писцовых поселениях, границах волостей, расположении сухопутных путей XV – начала XIX вв. Результаты. В писцовой книге дворцовых волостей 1678 г. упоминаются большая Московская, большая Осташковская и большая дорога на Торопец. Большая Осташковская дорога локализуется и совпадает с дорогой на планах XIX в., благодаря деревням Поздерягова, Желомустовка и т.д. Данный путь идет от Осташкова через Селижарово и Оковцы на юг, пересекаясь с Торопецкой и Бельской дорогой. Большая Московская дорога локализуется по деревням Быстрыки, Кривой Дубок, Овчиники и Черемховая, это так же дорога из Ржева в Белый. Торопецкая дорога через Жукопской ям проходила от Ржева через Урдом, Молодой Туд, Большое Кашино, Ранцево. Дальше обходит большой площади болота через писцовые поселения XVI в. Грылева и Дубасова и поворачивает на юг на Бабеныши. Маршрут примечателен тем, что он соединяет крупные скопления поселений «гнездового» типа, располагавшиеся вокруг огромных пространств лесов и болот, при данной конфигурации вариативность расположения дорог небольшая. В раннем средневековье, торговый путь через Верхневолжские и Селигерские озера имел большое значение, но позднее конкуренции с маршрутом через Вышневолоцкие озера не выдержал. Городища, расположенные на Верхневолжских и Селигерских озерах нужны были для защиты пути, а к XIII-XV вв. – для защиты границ княжеств. В борьбе Новгорода, Литвы, Твери и Москвы, в интересах каждой из противоборствующих сторон было завладеть укреплёнными форпостами в данном регионе. К XVI-XVII вв., когда завершились все основные процессы централизации вокруг Москвы, городища уезда Ржевы Володимеровой становятся волостными административными центрами. Заключение. В целом, проведенная реконструкция сухопутных дорог уезда Ржевы Володимеровой XV-XVII вв., уточняет их второстепенный статус в системе сухопутных путей сообщения Московского государства. Крупные сухопутные дороги уезда Ржевы Володимеровой продолжают обеспечивать экономические связи региона с Москвой, а вариативная сеть региональных дорог отражает процесс хозяйственной специализации и новые социально-политические реалии.

Ключевые слова:
Ржевский уезд, Верхнее Поволжье, Верхнее Подвинье, историческая география, писцовые книги, сухопутные пути, геоинформационные технологии
Богданов Владимир Олегович - ассистент кафедры Отечественной истории
Тверской государственный университет
ул. Трехствятская, 16/31, Тверь, 170100
Россия
Лагуткина Елена Викторовна - кандидат исторических наук, доцент кафедры Отечественной истории
Тверской государственный университет
ул. Трехствятская, 16/31, Тверь, 170100
Россия
  1. Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией (1841). Т. 1. 1334-1598. СПб.: Экспедиция заготовление гос. бумаг, 551 с.
  2. Акты феодального землевладения и хозяйства (1956). Ч. 2 / Под ред. А.А. Зимина. М.: Изд-во Акад. наук СССР. 666 с.
  3. Алексеев, А. И. (2006). Вкладная и кормовая книга Московского Симонова Монастыря // Вестник церковной истории. № 3. 278 с.
  4. Алексеев, Л. В. (1980). Смоленская земля в IX-XIII веках. М.: Наука, 268 с.
  5. Археологические открытия. 1975 год. (1976). М.: ИА РАН, 604 с.
  6. Археологические открытия. 1976 год (1977). М.: ИА РАН, 608 с.
  7. Богданов, В. О., Лагуткина, Е. В. (2023). Территориально-административное деление левобережья р. Волги (сторона князя Федора Борисовича) уезда Ржевы Володимеровой в первой четверти XVII в.: применение ГИС технологий // Историческая информатика. № 4 (46). С. 134-149.
  8. Борзаковский, В. С. (1994). История Тверского княжества. СПб.: И.Г. Мартынов, 506 с.
  9. Васильев, М. И. (2001). Маршруты походов великих князей на Новгород XII-XV вв. (К вопросу о путях сообщения между Великим Новгородом и Низовскими Землями в эпоху Средневековья) // Новгород и Новгородская земля: История и археология. Вып. 15. Великий Новгород. С. 271-282.
  10. Гапеев, А. М., Кононов, В. В. (2012). Водно транспортные соединения в XVII-XIX вв. // Водные пути, гидротехнические сооружения и порты. Журнал университета водных коммуникаций. Вып. 1. С. 7-22.
  11. Дорожная карта Российской империи 1809 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.etomesto.ru/map-atlas_1809/ (дата обращения: 15.03.2024)
  12. Зорин, А. В. (2009). Великий рейд Александра Лисовского (март-декабрь 1615 г.) // Русский Сборник. Брянск: Курсив. С. 224-232.
  13. Исланова, И. В. (2016). Два участка средневекового водного и сухопутного пути на Волго-Балтийском водоразделе // Вестник Тверского государственного университета. Серия «История». № 1. С. 121-133.
  14. Историко-статистическое описание города Осташкова (1881). Тверь: Типография губернской земской управы, 151 с.
  15. Карта Менде Тверской губернии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.etomesto.ru/map-tver_mende/ (дата обращения: 15.03.2024)
  16. Книга Большому чертежу, или Древняя карта Российского государства, поновленная в Разряде и списанная в книгу 1627 года. (1828). СПб.: Типография Российской академии наук, 261 с.
  17. Кобозев, Ю. А. (1999). Сухопутные дороги Тверских земель по письменным источникам XV-XVII вв. // Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Вып. 3. С. 184-200.
  18. Колпаков, М. Ю., Михеев, Д. В. (2021). Холодный путь в Московию: европейские путешественники XV-XVII вв. в условиях русской зимы // Genesis: исторические исследования. № 5. С. 27-56.
  19. Куза, А. В. (1996). Древнерусские городища X-XIII вв. Свод археологических памятников. М.: Христианское издательство, 256 с.
  20. Леонтьев, А. Е., Носов, Е. Н. (2012). Восточноевропейские пути сообщения и торговые связи в конце VIII-X вв. // Русь в IX-X: археологическая панорама / Институт археологии РАН. М; Вологда: Древности Севера. С. 382-401.
  21. Матисон, А. В. (2018). Писцовая и переписные книги Ржева XVII – начала XVIII веков. М.: Старая Басманная, 348 с.
  22. Некрасов, В. И. (1896). О направлении большой торговой Московской и Новгородской дорог в XVI и XVII вв. // Журнал 53-го заседания ТУАК. Вып. 251, 40 с.
  23. Носов, А. Н. (1976). Нумизматические данные о северной части балтийско-волжского пути конца VIII-X вв. // Вспомогательные исторические дисциплины. VIII. С. 96-110.
  24. Описание Троицкого Селижарова монастыря Тверской епархии (1915). Тверь: Типография Н.А. Прянишникова, 108 с.
  25. Рикман, Э. А. (1966). Города Тверского княжества и сухопутные дороги // Культуры Древней Руси. М.: Наука. С. 228-232.
  26. Седов, В. В. (1982). Восточные славяне в VI-XIII вв. М.: Наука, 327 с.
  27. Степанова, Ю. В. (2023). Территориальная организация конца XV-XVII века в Верхневолжье и Верхнем Подвинье: изучение с применением геоинформационных технологий // Исторический подход в географии и геоэкологии: Материалы VII Международной научно-образовательной конференции по исторической географии, Санкт-Петербург, 21–23 сентября 2023 года. Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет. С. 330-335.
  28. Успенская, А. В. (1976). Погребение купца на древнем Селигерском пути // Средневековая Русь. М.: Наука. С. 39-40.
  29. Фролов, А. А. (2014). Писцовая и приправочная книга 1588-1589 годов уезда Ржевы Володимеровой (половина князя Дмитрия Ивановича). М., СПб.: Альянс-Архео, 486 с.
Для цитирования:
Богданов В. О., Лагуткина Е. В. (2025). Сухопутные дороги уезда Ржевы Володимеровой в XV-XVII вв. по письменным и картографическим источникам // История: факты и символы. № 1 (42). C. 8-21 https://doi.org/10.24888/2410-4205-2025-42-1-8-21