Образы средневековой "независимости" и "государственности" в современной каталоно-испанской мемориальной конфронтации

Введение. Автор в представленной статье анализирует формы и особенности развития исторической политики в современной Каталонии через призму представленности в мемориальной культуре регионального общества медиевалистских концептов. Целью исследования является анализ медиевалистской риторики в современных войнах памяти и тех мемориальных культурах, которые возникают и развиваются в каталонском обществе. Методы. Методологически статья основана на принципах междисциплинарной историографии, предложенных для анализа мемориальной культуры, что позволяет анализировать средневековые образы как форму исторической политики, направленной на инструментализацию истории. Результаты. Автор анализирует роль и место региональных интеллектуальных сообществ и политических элит как основных участников исторической политики, определяемой как форм развития национализма и каталонского националистического воображения. Новизна исследования заключается в изучении актуального (современного) этапа в развитии исторической политики регионального каталонского социума через призму актуализации медиевалистской риторики. В статье показано, что интеллектуальное сообщество в современной Каталонии является системным сегментом современной исторической политики и развития националистической версии мемориальной культуры. Автор полагает, что спектр мемориальных практик региональных интеллектуалов Каталонии ограничен преимущественно их участием в укреплении гражданской идентичности через призму актуализации и визуализации в общественном и политическом дискурсах концептов «государственность» и «независимость» локализуемых в медиевалистской системе координат при по[1]мощи активного использования средневековых образов исторического опыта Каталонии. Заключение. Автор приходит в выводы, что медиевалистская риторика фактически стала формой национализации истории, содействуя интеграции исторического воображения и мемориальной культуре в дискурс каталонского политического национализма. Предполагается, что участие региональных интеллектуалов в войнах памяти актуализирует ситуацию политизации и идеологизации истории, ее инструментализации в рамках медиевалистской риторики, подчеркивая политическую, идеологическую и этническую гетерогенность общества.

Ключевые слова:
Испания, коллективная память, регионализм, миноритарные национализмы, интеллектуалы, историческая политика, войны памяти, культура памяти
Кирчанов Максим Валерьевич - доктор исторических наук, доцент
Воронежский государственный университет
Университетская пл., 1, Воронеж
Россия
  1. Аўтўэйт, Ў., Рэй, Л. (2006). Мадэрнасць, памяць і посткамунізм // Палітычная сфера. № 6. С. 27 - 43.
  2. Баркоўскі, П. (2013). Інтэлектуальны маніфест: тут і цяпер // Палітычная сфера.№ 21 (2). С. 93 - 96
  3. Досс, Ф. (2013). Как сегодня пишется история: взгляд с французской стороны // Гаррета, Г., Дюфо, Г, Пименова, Л. Как мы пишем историю. М.: РОССПЭН, С. 9 - 56.
  4. Копосов, Н. (2013). Исторические понятия в мире без будущего // Гаррета, Г.,Дюфо, Г, Пименова, Л. (2013). Как мы пишем историю. М.: РОССПЭН, С. 57 - 93.
  5. Ластоўскі, А. (2016). Прапрацоўка камуністычнага мінулага ў Славакіі: асноўныя фактары і дынаміка // Палітычная сфера. № 24 (1). С. 37 - 55.
  6. Маркава, А. (2012). Гістарычная свядомасць як прадмет самарэфлексіі ў чэшскай гістарыяграфіі // Беларускі Гістарычны Агляд. Т. 19. Сш. 1 - 2 (36 - 37). С. 179 - 212.
  7. Сагановіч, Г. (2012). Палітычны міф у гістарычнай памяці і гісторыяпісанні // Беларускі Гістарычны Агляд. Т. 19. Сш. 1 - 2 (36 - 37). С. 213 - 238.
  8. Усманова, Д. (2003). Создавая национальную историю татар: историографические и интеллектуальные дебаты на рубеже веков // Ab Imperio. No 3. С. 337 - 360.
  9. Шнирельман В.А. (2003). Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье. М.: Академкнига, 592 с.
  10. Шыдэр, Т. (1998). Роля гiстарычнай свядомасцi ў палiтыцы // Беларускі гістарычны агляд. Т. 5. Сш. 1. С. 138 - 150. URL.: http://bha.knihi.com//05-01/08.htm
  11. Adorno, Th. (2005). The Meaning of Working Through the Past // Adorno Th. Critical Models: Interventions and Catchwords / trans. H.W. Pickford. NY.: Columbia University Press, Р. 89 - 103.
  12. Friedman, J. (2001). History, Political Identity and Myth // Lietuvos etnologija. Lithuanian Ethnology. Studies in Social Anthropology and Ethnology. No 1. Р. 41 - 62.
  13. Rychlik, J. (2006). Národ jako product sociálni komunikace? Přispěvek ke komparaci českého a bělo-ruského „modelu" // Cesty k národnimu obrozeni: běloruský a český model / Sborník přispěvků z konference konané 4. - 6.7.2006 v Praze. Praha: UK FHS, S. 29-40.
  14. Shnirelman, V. (2009). Aryans or Proto-Turks? Contested Ancestors in Contemporary Central Asia // Nationalities Papers. Vol. 37. No 5. Р. 557 - 587.
  15. Smith, A. D. (1992). Nationalism and the Historians // International Journal of Comparative Sociology. Vol. 33. No 1 - 2. P. 58 - 80.
Для цитирования:
Кирчанов М. В. Образы средневековой "независимости" и "государственности" в современной каталоно-испанской мемориальной конфронтации. История: факты и символы. 2024;(2):113-127. https://doi.org/10.24888/2410-4205-2024-39-2-113-127