Профессиональная подготовка педагогов-дошкольников в Тамбовском крае (1918-1941 гг.)

Ведение. В условиях продолжающейся модернизации российского образования, в ходе реализации национальных проектов «Демография», «Образование» с открытием новых образовательных учреждений остро ощущается дефицит не только школьных, но и дошкольных педагогов. Наряду с задачами обеспечения доступности дошкольного образования, обновления содержания и повышения качества дошкольного образования, актуальной стала проблема профессиональной подготовки педагогических кадров. Подготовка специалистов-дошкольников для решения кадрового вопроса региона осуществлялась на Тамбовщине с момента включения дошкольного воспитания в государственную систему народного образования. За это время накоплен большой теоретический и практический опыт, который целесообразно переосмыслить и использовать на новом этапе реализации этого направления государственной политики в сфере дошкольного образования. Материалы и методы. Основными источниками исследования стали материалы фондов Государственного архива Тамбовской области, опубликованные источники и материалы периодической печати. Результаты. Проведен ретроспективный анализ системы профессиональной подготовки педагогов – дошкольников в Тамбовском крае в период с 1918 г. до начала Великой Отечественной войны. Дана характеристика различных типов учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов-дошкольников на территории Тамбовского края, дающих представление о становлении государственной многоуровневой системы профессиональной педагогической подготовки специалистов по дошкольному воспитанию: подготовка на краткосрочных и долгосрочных курсах, в педтехникумах – педучилищах, в вузах. Акцентировано внимание на зависимости продолжительности, форм, методов и содержания профессиональной подготовки кадров от изменения направлений государственной политики, а также под влиянием социально-экономических условий жизни в стране. Заключение. Сделан вывод, что в Тамбовском крае в период с 1918 по 1941 гг. осуществлялась, прежде всего, профессиональная подготовка практических работников дошкольных учреждений (воспитателей детских садов и работников детских летних площадок) путем организации курсовой подготовки, а также в средних специальных учебных заведениях (с 1923 г.). Опыт вузовской подготовки был недолгим (1918-1923 гг.) и связан с открытием и последующей реорганизацией Тамбовского государственного университета

Ключевые слова:
дошкольное образование, подготовка педагогических кадров, курсовая подготовка, дошкольное отделение педтехникума, дошкольное педучилище
Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина
ул. Интернациональная, д. 33, Тамбов, 392000
Россия
  1. Аврех, А. Л. (2017). ППС «Тамгоснута»: статистический портрет // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов. Т. 22. Вып. 1 (165). С. 140- 146.
  2. Акулова, О. В. (2018). Педагогический институт дошкольного образования. От Фребелевского общества - к Институту детства Герценовского университета / О.В. Акулова, Э.В. Онищенко, Л.Ю. Савинова // Современное дошкольное образование. №7 (89). С. 9-23.
  3. Вершинина, Н. А. (2019). Курсы как первая форма подготовки воспитателей к руководству изобразительной деятельностью дошкольников (1900-1916гг.) // Вестник Череповецкого государственного университета. № 4 (91). С. 145-146.
  4. Газета «Тамбовская Правда». № 192 (849) от 4 сентября 1933 г.
  5. Государственный архив Тамбовской области (ГАТО). Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 12.
  6. ГАТО. Ф. Р-1424. Оп. 3. Д. 29.
  7. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 88.
  8. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 146.
  9. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 149.
  10. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 184.
  11. ГАТО. Ф.Р-1404. Оп. 1. Д.1 88.
  12. ГАТО. Ф. Р-1404 Оп. 1. Д. 190.
  13. ГАТО. Ф. Р-1404 Оп. 1. Д. 191.
  14. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 192.
  15. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 195.
  16. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 1001.
  17. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 1287.
  18. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп.1. Д. 1643.
  19. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д.1654.
  20. ГАТО. Ф. Р-3714.Оп. 1. Д. 72.
  21. ГАТО. Ф. Р-3714. Оп.1. Д. 112.
  22. История Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина (2018) / А. Л. Аврех. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 336 с.
  23. Краснова, А. Н. (2007). ПИДО - историко-педагогический портрет вуза в первые годы Советской власти // Учѐные записки МГПУ. Вып. 7. С. 39-43.
  24. Колокольникова, З. У. (2013). Дошкольное воспитание в Сибири конца XIX - начала XX в.: монография / З. У. Колокольникова. Красноярск: Издательство Сибирского федерального унивесритета. 166 с.
  25. Маторина, И. В. (2023). Подготовка педагогических кадров для системы дошкольного образования в Тамбовском крае в 1920-1930-е гг. // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. Т. 13. № 1. С. 140-150.
Для цитирования:
Маторина И. В. Профессиональная подготовка педагогов-дошкольников в Тамбовском крае (1918-1941 гг.). История: факты и символы. 2024;(1):8-25. https://doi.org/10.24888/2410-4205-2024-38-1-8-25