Несколько суждений о каноническо-правовых основаниях создания монастырей в домонгольской Руси

Введение. Исследование посвящено проблеме становления древнерусского монашества XIXIII вв. Основное внимание статьи сосредоточено на вопросах признания архиерейскими кафедрами иноческих общин в качестве полноправных монастырей, а также на административно-канонических правах древнерусских архиереев. Автора интересует то, как развивались и изменялись отношения епископата и монастырей. Предложенный в работе анализ сообщений о начале первых русских монастырей позволяет сделать некоторые предварительные суждения не только в области истории отношений епископата и иноческих общин, но и о развитии канонических представлений внутри церковной организации, выявив особенности этих процессов в различных землях. Материалы и методы. Основными источниками для работы стали опубликованные и хорошо известные источники по ранней истории Русской Церкви: древнерусское летописание, комплекс текстов, связанных с историей Киево-Печерского монастыря, 25 граффито, а также источники по ранней истории монастыря Антония Римлянина. Результаты. В результате автор приходит к следующим выводам. Во-первых, процесс признания монашеских поселений и образований со стороны епископских кафедр был сложен и отражал крайне непростую каноническую и административную ситуацию на Руси. Если на начальном этапе, в первый век после событий Крещения, здесь господствовала предельная свобода, выражавшаяся в том, что основание большинства иноческих поселений возникали исключительно по желанию иноков или по воле князей, то со временем наблюдается тенденция к расширению прав архиереев в области контроля монашеской жизни. Первый успешный для кафедр опыт полноценного влияния архиереев на иноческую жизнь обнаруживается в эпоху князя Всеволода и митрополита Иоанна Продрома. Однако участие епископов в основании обителей и освящении монастырских храмов стало нормой только с конца XII в. Исключением в этом ряду стал Новгород, где монастырская жизнь была взята под контроль епископами уже в начале XII в. Во-вторых, совершенно очевидно, что на начальном этапе христианизации Руси большинство монастырей возникали без признания со стороны епископата. В нѐм просто не нуждались. Единственная власть, к которой прибегали таковые поселения – княжеская. Заключение. Не взирая на сложность канонической ситуации на Руси в условиях XIXIII вв.? в монастырях присутствовало понимание того, что создание иноческой общины совершенно не гарантировало признание за ней статуса монастыря со стороны кафедр. Для признания легитимизации общины требовалось помимо всего создание комплекса хозяйственных и церковных строений, обеспечивающих статус иноческой общины. Однако первые поколения иноков более беспокоились не о создании монастырей, а о собирании общины единомышленников ради спасения. Что же касается поставленного вопроса о том, с какого момента община чернецов становится монастырём, то для иноков этот этим моментом становится создание обители. Для епископата же монастырь возникал лишь после получения святительской санкции при условии наличия необходимых строений и освящения храма.

Ключевые слова:
история Древней Руси, древнерусское монашество, Русская церковь, каноническое право, церковно-государственные отношения
Гайденко Павел Иванович - доктор историчексих наук, доцент, профессор
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана; Московский государственный лингвистический университет
ул. 2-я Бауманская улица, 5, стр. 4, Москва, 105005; ул. Остоженка, дом 38, Москва, 119034
Россия
  1. Абрамович, Д. И. (1902). Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике. СПб.: Отделение русского языка и словесности императорской академии наук. III, XXIX, 213 с.
  2. Анкудинов, И. Ю. (1999). О землевладении Антониева монастыря в XVI в. (Материалы к комментарию к «купчей Антония Римлянина») // Новгородский исторический сборник. Вып. 7 (17). СПб.: Дмитрий Буланин. С. 100-112.
  3. Артемов, С. Н., Гайденко, П. И. (2022). Несколько штрихов к портрету преподобного Нестора Летописца (ещѐ раз к вопросу о церковных и монастырских архивах в домонгольской Руси) // Христианское чтение. № 3. С. 274-282.
  4. Валк, С. Н. (2000). Избранные труды по историографии и источниковедению / СПбИИ РАН. СПб.: Наука. 664 с.
  5. Высоцкий, С. А. (1966). Древнерусские надписи Софии Киевской XI-XIV вв. Киев: Наукова думка. 238 с.
  6. Данная Антония Римлянина Антониеву монастырю на землю у реки Волхова, купленную им у Смехна и Прохна Ивановых детей // Грамоты Великого Новгорода и Пскова / подг. к печати В. Г. Гейман, Н. А. Казакова и др.; под ред. С. Н. Валк. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 159.
  7. Дробышева, М. М. (2020). Граффито № 25 из Софии Киевской: что мы знаем о покупке "Бояновой земли"? // Вестник Пермского университета. История. № 1 (48). С. 130-145.
  8. Духовная Антония Римлянина // Грамоты Великого Новгорода и Пскова / подг. к печати В. Г. Гейман, Н. А. Казакова и др.; под ред. С. Н. Валка. М.-Л: Изд-во АН СССР, 1949. С. 159-161.
  9. Житие Феодосия Печерского // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом); под. ред. Д. С. Лихачева и др. СПб.: Наука, 1997. Т. 1: XI-XII вв. 542 с.
  10. Зубов, Д. В., Пирогов, В. И., Кузенков, П. В. (2020). Афонские акты XI-XII веков по истории русского монашества на Святой Горе // Метафраст. № 1 (3). С. 13-59.
  11. Каргер, М. К. (1961). Древний Киев: Очерки по истории материальной культуры древнерусского города: [В 2 т.] / Акад. наук СССР. Ин-т истории материальной культуры. М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР. [Ленингр. отд-ние]. Т. 2: Памятники Киевского зодчества XXIII вв. 661 с.
  12. Киево-Печерский Патерик // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом); под. ред. Д. С. Лихачева и др. СПб: Наука, 1997. Т. 4: XII век. С. 296-489.
  13. Костромин, К. А. (2022). Создание церковной епископальной структуры на Руси в эпоху активного политогенеза конца Х - первой половины ХI века // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. Т. 32. № 1. С. 42-54.
  14. Морозов, М. А. (2006). Императорское ктиторство при Комнинах и Российские традиции // Труды кафедры истории России с древнейших времѐн до XX в. / Отв. ред. Д. Ю. Дворниченко. СПб: Типография СПбГУ. С. 362-375.
  15. Морозов, М. А. (2010). Церковная собственность и ктиторство в Византии при императоре Юстиниане // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. № 2. С. 77-87.
  16. [Новелла V (535 г.) О монастырях, монахах и игуменах] Максимович К. А. Законодательство императора Юстиниана I о монашестве (часть 1): Новеллы V и LXXIX // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2007. № 4 (20). С. 39-48.
  17. Носов, А. В. (2023). Сакрализация пространства основателями русских монастырей в XIV - XV веках: Дисс. на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Специальность 5.6.1 - «Отечественная история»; науч. рук. А. Е. Тарасов. М.: МГУ. 318 с.
  18. Ольшевская, Л. А. (1999). Типолого-текстологический анализ списков и редакций Киево-Печерского патерика // Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик / изд. подг. Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М.: Наука. C. 253-315.
  19. Пентковский, А. М. (2001). Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси / А. М. Пентковский; Моск. Патриархат. Моск. духов. акад., Рос. акад. наук. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. М.: Изд-во Московской патриархии. 428 с.
  20. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). 2. изд., Репр. воспр. Москва: Яз. славян. культуры, 2001. Т. 1: Лаврентьевская летопись. A-N, VIII, 733 с., [1] с.
  21. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). 2. изд., Репр. воспр. Москва: Яз. славян. культуры, 2001. Т. 2: Ипатьевская летопись. XVI, 938, L, [14] с.
  22. Пономарев, Д., прот. (2023). Международная конференция «Монашествующие погостских церквей Новгородской земли (по материалам кадастровых описаний конца XV - XVII века) // Древнерусское монашество в источниках и историографии (история, агиография, археология, философия, право, быт и нравы)». 5-6 июня 2023 г.: Программа конференции. СПб.: Типография СПбПДА. C. 39.
  23. Пономарев, Д., прот. (2022). Основание, становление и развитие Тихвинского Антониево-Дымского мужского монастыря. Опыт изучения малого монастыря Русского Севера: монография. СПб.: Издательство Тимофея Маркова. 632 с.
  24. Правила православной церкви: с толкованиями Никодима, епископа далматинскоистрийского. Репринт. изд.: СПб.-М.: Междунар. изд. центр православ. лит., 1994. Т. 1. XIX, 640, [1] с.
  25. Правила православной церкви: с толкованиями Никодима, епископа далматинскоистрийского. Репринт. изд.: СПб.-М.: Междунар. изд. центр православ. лит., 1994. Т. 2. VII, 635, [3] с.
  26. Приселков, М. Д. (2003). Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. СПб.: Наука, 2003. 244 с.
  27. Секретарь, Л. А. (2011). Монастыри Великого Новгорода и окрестностей. М.: Северный паломник. 656 с.
  28. Сказание о житии преподобного Антония Римлянина // Святые русские римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский / подг. текстов и исслед. Н. В. Рамазановой. СПб: Дмитрий Буланин, 2005. С. 233-272.
  29. Тарасов, А. Е. (2021). Еще раз о правовых основаниях создания монастырей на Руси // Новые исторические перспективы: от Балтики до Тихого океана. 2021. № 4 (25). С. 6-13.
  30. Тарасов, А. Е. (2019). Иосифо-Волоколамский монастырь и проблема основания русских обителей в XV веке // Novogardia. № 4. С. 162-170.
  31. Флоря, Б. Н. (2007). Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: Сборник. М.: ЦНЦ «ПЭ». 528 с.
  32. Фрезе, А. А. (2013). Церковь св. Михаила в Переяславле и византийская архитектура IX - начала XIII века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Санкт-Петербург: НП-Принт. Вып. 3. / под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. С. 216-221.
  33. Цыпин, В. А., прот. (2012). Каноническое право. М.: Изд-во Сретенского монастыря. 863 с.
  34. Шумило, С. В. (2017). Перший давньоруський монастир на Афоні та його зв’язки з Київською Руссю: 1000 років // Афонское наследие: Научный альманах («The Athonite Heritage», a Scholar’s Anthology). Вып. 5-6. Киев; Чернигов: Издание Международного института афонского наследия, 2017. С. 46-82.
  35. Щапов, Я. Н. (1989). Государство и церковь Древней Руси, X-XIII вв. / АН СССР, Ин-т истории СССР. М.: Наука, 1989. 228 с.
  36. Янин, В. Л. (1977). Грамоты Антония Римлянина и их датирование // Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения: Средневековый Новгород. М.: Высшая школа. С. 58-59.
  37. Talbot, A-M. (2019). Varieties of Monastic Experience in Byzantium, 800-1453. Notre Dame: University of Notre Dame Press. 295 p.
  38. Thomas, J. (2000). Byzantine monastic foundation documents: a complete translation of the surviving founders’ typika and testaments / edited by John Thomas and Angela Constantinides Hero; Washington: Trustees for Harvard University, 2021 p.
Для цитирования:
Гайденко П. И. Несколько суждений о каноническо-правовых основаниях создания монастырей в домонгольской Руси. История: факты и символы. 2023;(4):55-73. https://doi.org/10.24888/2410-4205-2023-37-4-55-73