Образ крымских татар в еврейских хрониках периода «Хмельничины»

Введение. Целью статьи является детальный анализ тех оценок, которые содержатся в еврейских исторических хрониках периода «Хмельничины» и относятся к характеристикам крымских татар, принимавшим активное участие в восстании Б. М. Хмельницкого. На основании этих оценок мы можем реконструировать тот образ татар-мусульман, который сложился в историческом сознании еврейского позднесредневекового общества под влиянием пережитой катастрофы. Методы. Поскольку особенностью данного исследования является исключительное внимание к тексту источника, то широко использовались методы, основанные на анализе текста и методы, основанные на контекстуальном анализе речевых и смысловых конструкций, применяемых еврейскими публицистами и сопоставление их с фактами биографий и историческими событиями, которые возможно могли повлиять на тексты хроник. Для решения поставленных в работе задач также применялись такие конкретно-исторические методы, как историко-сравнительный и историко-типологический. Результаты. На основе проделанной работы можно сделать вывод, что для еврейских авторов – создателей исторических хроник периода «Хмельничины», татары-мусульмане выступают хоть и злом, но гораздо меньшим по сравнению с тем злом, что несли еврейскому населению православные-украинцы. В образе крымских татар, в какой-то мере, можно найти даже положительные оценки, показывающие жалость и заботу о тех евреях, которые сдавались им в плен. Чего нельзя сказать об образе православного населения, сложившимся в еврейских хрониках под впечатлением от пережитых ужасов народно-освободительной войны в Украине в середине XVII в. Заключение. Крымские татары, принимавшие участие в восстании Богдана Хмельницкого, воспринимались евреями в образе врагов, но с некоторым оттенком уважения, чего мы абсолютно не найдем в сложившемся образе православного населения Украины. Положительной характеристикой крымских татар у еврейских авторов можно считать упоминания об их мобильности и организованности во время войны. По представлениям хронистов, большинство крымских татар, принимавших участие в походах против Речи Посполитой, были профессиональными воинами и могли с успехом противостоять польским панам и шляхте, хорошо знавшим военное дело.

Ключевые слова:
крымские татары, восстание Б. Хмельницкого, Украина, Речь Посполитая, еврейские исторические хроники, еврейское население
Южный федеральный университет
ул. Б. Садовая, 105/42, Ростов-на-Дону, 44006
Россия
  1. Абдужемилев, Р. Р. (2016). Хроника Мехмеда Сенаи как памятник крымскотатарской художественной литературы XVII в. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ. 388 с.
  2. Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографической комиссией. Т. 3: 1638-1657 / [под ред. Н.И. Костомарова]. СПб.: Типография П.А. Кулиша, 1861. [6], 604, 134, 22 с.
  3. Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографической комиссией. Т. 8: 1668-1669, 1648-1657 / [под ред. Н.И. Костомарова]. СПб.: Типография В.В. Пратц, 1875. [6], 10, 400, 23 с.
  4. Бабулин, И. Б. (2015). Борьба за Украину и битва под Конотопом (1658-1659 гг.). М.: Фонд «Русские витязи». 400 с.
  5. Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех томах. Том II. 1648-1651 годы. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. 559 с.
  6. Гакоген, С. Послание. Хроника Саббатая Гакогена // Еврейские хроники XVII столетия: (Эпоха «хмельничины»). М; Иерусалим: Гешарим. 1997. С. 183-190.
  7. Ганновер, Н. Пучина бездонная. Хроника Натана Ганновера // Еврейские хроники XVII столетия: (Эпоха «хмельничины»). М.; Иерусалим: Гешарим. 1997. С. 81-137.
  8. Джерела з історії Національно-визвольної війни українського народу 1648-1658 рр. Том 1 (1648-1649 рр.). Київ, 2012. 680 с.
  9. Джерела з історії Національно-визвольної війни українського народу 1648-1658 рр. Том 2 (1650-1651 рр.). Київ, 2013. 703 с.
  10. Документы об освободительной войне украинского народа 1648-1654 гг. Киев: Наукова думка, 1965. 826 с.
  11. Еврейские хроники XVII столетия: (Эпоха «хмельничины»). М.; Иерусалим: Гешарим. 1997. 288 с.
  12. Мейер. (1997). Тяготы времен. Хроника Мейера из Щебржешина // Еврейские хроники XVII столетия: (Эпоха «хмельничины»). М.; Иерусалим: Гешарим. С. 153-179.
  13. Памятники изданные Временной комиссиею для разбора древних актов, высочайше учрежденною при киевском военном, подольском и волынском генералгубернаторе. Т. 1. Отд. ІІІ. Киев: Типография Университета св. Владимира. 1845. 881 c.
  14. Свэшнiков, I. К. (1992). Битва пiд Берестечком. Львiв: Слово. 304 с.
  15. Смолiй, В. А., Степанков, В. С. (1993). Богдан Хмельницький: соцiальнополiтичный портрет. Київ: Либiдь. 501 с.
  16. Шалак, М. Е. (2023). «Бунташный век» Османской империи: восстание Мухаммед-Гирея III в свете турецких исторических хроник // Научная мысль Кавказа. № 1 (113). С. 66-74.
  17. Шейхумеров, А. А. (2022). Тогай бей. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ. 160 с.
  18. Яковенко, Н. (2012). Очерк истории Украины в Средние века и раннее Новое время. Авторизованный перевод с украинского Владимира Рыжковского; Научн. ред. перевода Алексей Толочко. М.: Новое литературное обозрение. 768 с.
  19. Kucharski, W. (2015). Rozbicie armii koronnej w działaniach wojennych 1648 r. // Studia z Dziejów Wojskowości. T. IV. P. 57-99.
Для цитирования:
Шалак М. Е. Образ крымских татар в еврейских хрониках периода «Хмельничины». История: факты и символы. 2023;(4):91-107. https://doi.org/10.24888/2410-4205-2023-37-4-91-107