Основные направления борьбы с раскольническими движениями во второй половине XIX в. в Российской империи на государственном и церковном уровнях

Введение. В современном мире существуют различные направления вероисповеданий. Христианство, ислам и буддизм являются основными религиями, но существуют отдельные группы людей, которые под влиянием одиозных лидеров образуют самостоятельные течения, отличные от традиционных вероисповеданий. Одна из старейших сект – Свидетели Иеговы сегодня включает в себя от 8 до 9 миллионов человек. На государственном уровне предпринимаются усилия, чтобы сохранить единство Русской Православной Церкви и укрепить основные духовные ценности. С принятием указа от 9 ноября 2022 г. «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» на законодательном уровне были закреплен основные нравственные ориентиры, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности. В этой связи актуальным остается проблема изучения истории возникновения сектантских и раскольнических движений, анализа степени пагубного влияния на развитие социума, государства и положения Церкви. Данная статья посвящена анализу государственной и Церковной политики в отношении сектантских и еретических движений в России. Автором изучается законодательная политика, церковная литература, анализируются результаты исследования дореволюционных авторов касательно данного вопроса. Материалы и методы. Основными источниками работы служат «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», законодательные акты, результаты проведенной Первой Всероссийской переписи населения за 1897 г., а также исследование этнографа-беллетриста П.И. Мельникова «Письма о расколе». Анализ источников позволил изучить процесс ужесточения борьбы с ересью и определить принципы ее деления по степени вредности. Результаты. Автор приходит к мнению, что причины начала еретических движений кроются в попытках реформировать систему государственно-церковных отношений, а также в активном проникновении иностранной культуры, религии на русскую почву. Предпринимаемые попытки жестокой борьбы с ересью не давали ожидаемых результатов. Сектанты умело маскировались под обычных прихожан и даже посещали храмы. Лишь совместными усилиями Церкви и государства удавалось сдерживать массовый уход из лона православной культуры. Заключение. Новая волна масштабной реформы государственно-конфессиональных отношений способствовала ослаблению контроля и легализации деятельности сектантов, в том числе и в области образования. Временное перемирие власти и религиозных организаций с 1905 по 1917 гг. позволили создать целую старообрядческую образовательную систему. При этом старообрядцы обладали абсолютной свободой, и легальный статус получили только некоторые общины.

Ключевые слова:
сектантство, религиозная политика, Российская империя, раскольники, реформы церкви
Клевцова Оксана Владимировна - кандидат исторических наук, доцент
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
ул. Коммунаров, д. 26, Елец, 399770
Россия
  1. Белоножко, Е. П., Клышнюк, Н. А. (2011). Численный состав сектантства в Российской империи на рубеже XIX-XX вв. (на примере губерний Центрального Черноземья). // Via in tempore. История. Политология. № 7 (102). Вып. 18. С. 147-157.
  2. Даль, В. И. Исследование о скопческой ереси. Санкт-Петербург, 1844. 238 с.
  3. Духовный регламент, тщанием и повелением всепресветлейшего, державнейшего государя Петра Первого, императора и самодержца всероссийского, по соизволению и приговору Всероссийского духовного чина и Правительствующего сената в царствующем Санкт-Петербурге в лето от рождества Христова 1721 сочиненный. М.: Синодальная типография, 1856. 182 с.
  4. Есипов, Г. В. (1861). Раскольничьи дела XVIII столетия. СПб.: типография Товарищества «Общественная Польза». Т. 1. 663 с.
  5. Мельников, П. П. (1862). Письма о расколе. СПб.: типография Н. Греча, 1862.
  6. Митрополит Макарий (Булгаков) (1994). Истории русской церкви. М.: издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Кн.1. 124 с.
  7. Муравьев, А. Н. (1854). Раскол, обличаемый своею историею. СПб.: тип. II Отд-ния Собственной е. и. в. канцелярии. 429 с.
  8. Надеждин, Н. И. (1845). Исследование о скопческой ереси. СПб.:. 380 с.
  9. Новые материалы для истории старообрядчества (1890) / собр. Е. В. Барсовымъ. М.: Университетская типография. 243 с.
  10. Оленич, Т. С. (2015). Проблема классификации русского религиозного сектантства Российской империи // Известия вузов. Северо-кавказский регион общественные науки. Приложение. № 2. С. 15-25.
  11. Распределение старообрядцев и сектантов по толкам и сектам. СПб.: Центральный статистический комитет МВД, 1901. 18 с.
  12. Спиридович, А. И. (2019). История большевизма в России. От возникновения до захвата власти. 1883-1903-1917. М.: Захаров. 288 с.
  13. Туманова, А. С., Сафонов, А.А. (2023). «Золотой век русского старообрядчества и сектантства»: реформа правового статуса старообрядцев и сектантов 1905-1906 гг. сквозь призму правоприменения // Правоприменение. Т. 7. № 1. С. 5-14.
  14. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. СПб.: Типография Е.И.В. 2-го отделения, 1845. 915 с.
  15. Щапов, А. П. (1862). Земство и раскол. СПб.: Д.Е. Кожанчиков. 165 с.
Для цитирования:
Клевцова О. В. Основные направления борьбы с раскольническими движениями во второй половине XIX в. в Российской империи на государственном и церковном уровнях. История: факты и символы. 2023;(4):108-118. https://doi.org/10.24888/2410-4205-2023-37-4-108-118