Рисунки-граффити Смоленской крепости: постановка вопроса
Введение. Смоленская крепость, которая была создана в 1596-1602 годах, является памятником не только военного искусства, но и частью культурного пространства города. На протяжении столетий на крепости жители города и его защитники оставляли свои граффити, часть этих граффити характеризуется как достаточно архаичная и находит аналогии среди средневековых граффити других городов. Ранее граффити Смоленской крепости не изучались, а все исследования были сконцентрированы либо на церковных фресках, либо на граффити отдельных церквей. Публикация граффити Смоленской крепости происходит впервые.
Материалы и методы. Материалом для данного исследования послужили 9 рисунков-граффити, расположенных на известковых блоках. Они выполнены в цокольной части стены на доступной высоте в 45-100 см, нанесены острым предметом, оставляющим тонкие следы. Изучение изображений осуществлялось методом микроисследования граффити.
Результаты. Выявлены основные черты граффити: расположение на внутренней стороне крепости и преимущественно в печурах (камерах нижнего боя) на белых известковых блоках. Среди них присутствует изображение крестов, а также людей: воинов, всадника, женщины. Тематика смоленских граффити соотносится с тематикой настенных рисунков и граффити в других городах России и Белоруссии. Можно предположить, что их оставляли выходцы из средних и низших слоев города, а также гарнизон самой крепостной стены, который был к ней наиболее близок.
Заключение. Данные граффити представляют собой дополнительный источник информации о социальном и этническом составе населения Смоленска, расширяют представления о народной культуре XVII века.
- Арциховский, А. В., Борковский, В. И. (1963). Новгородские грамоты на бересте. 1956-1957 гг. Москва: Издательство Академии наук СССР. 327 с.
- Богословский, М. М. (1899). Смоленское шляхетство в XVIII веке // Журнал министерства народного просвещения. Седьмое десятилетие. Часть CCCXXII. С. 25-62.
- Васильев, Б. Г. (1997). Древнерусские настенные рисунки-граффити (к постановке вопроса) // Новгород и Новгородская земля. № 11. С. 292-304.
- Вахтанов, С. Н. (2010). Граффити Золотых ворот во Владимире // Материалы исследований. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Вып. 16. Владимир: Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник. С. 41-47.
- Воронин, Н. Н. (1977). Смоленская живопись 12-13 веков. Москва: «Искусство». 182 с.
- Воронин Н. Н, Раппопорт П. А. (1979). Зодчество Смоленска XII - XIII вв. Ленинград: «Наука». 414 с.
- Воронин, Н. Н. (1964). Смоленские граффити // Советская археология. № 2. С. 171-179.
- Высоцкий, С. А. (1985). Киевские граффити XI-XVII вв. Киев: Наукова думка. 210 с.
- Гиппиус А. А., Михеев С. М. (2013). Надписи-граффити смоленского Собора на Протоке из фондов Новгородского музея // Вопросы эпиграфики. Вып. VII. Ч. 2. С. 175-183.
- Калечиц И. Л. (2014). Методика исследования граффити полоцкой Спасо-Преображенской церкви // Крыніцазнаўства і спецыяльныя гістарычныя дысцыпліны: навук. зб. Вып. 9 / рэд.кал.: С. М. Ходзін (адк.рэд.). Мiнск: БДУ. С. 190-198.
- Мальцев, В. (1940). Борьба за Смоленск. Смоленск: Смоленское областное государственное издательство. 356 с.
- Пасынков, С. В. (2012). Граффити-кресты на белом камне от церкви Святой великомученицы Параскевы Пятницы Толпинской // Рязанский богословский вестник. №6 (1). С. 40-57.
- Рисунки-граффити на предметах X-XVIII веков из археологических коллекций Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника (2017). Составитель А.М. Королева. Владимир: Владимиро-Суздальский музей заповедник. 56 с.
- Рыбаков, Б. А. (1964). Смоленская надпись XIII в. «о врагах игуменах» // Советская археология. № 2. С. 179-188.
- Смутное время Московского государства. 1604-1613 гг. Вып. 6: Памятники обороны Смоленска. (1609-1611 гг.) / Под ред. Ю. В. Готье. Москва: Имп. о-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те. 1912. 282 с.