Противоречивость проведения реформы народного образования в СССР в конце 1950-х – начале 960-х гг.
Введение. Актуальность темы статьи обусловлена значимостью советской системы образования в развитии российского общества, несмотря на политические, экономические и социальные перемены в обществе. В статье анализируются причины реформы народного образования в СССР в конце 1950-х – начале 1960-х гг., рассматривается концепция политехнической подготовки в советских общеобразовательных школах в конце 1950-х гг., соединение школьного обучения с производительным трудом.
Материалы и методы. Данное исследование основано на анализе документов, связанных с партийным делопроизводством 1960-80-х годов: постановлений, резолюций и решения съездов, конференций и пленумов ЦК КПСС. Методологической основой исследования является комплекс общенаучных, специальных исторических методов, а также теория модернизации. Большую сыграл ретроспективный метод, оценивающий события и явления в их историческом развитии. Сравнительный анализ позволил сопоставить документацию разного времени для установления качественного уровня происходящих в СССР изменении в области образования.
Результаты. Концепция политехнической подготовки в советских общеобразовательных школах стимулировала проведение реформы народного образования. Перестройка общеобразовательной и высшей школы была призвана сыграть большую роль в ликвидации существенного различия между физическим и умственным трудом, в создании условий, необходимых для перехода страны к коммунизму. В статье анализируются проблемы формирования советской политехнической школы. В условиях плановой экономики техникумы и профессиональнотехнические училища СССР готовили специалистов в первую очередь на нужды советской промышленности. Рассматривается роль общественного воспитания, увеличение количества школ продленного дня и школ-интернатов. Анализируется противоречивость проведения реформы народного образования в СССР, которая не принесла ожидаемых результатов. Акцент на политехнизацию школы не давал возможности развивать научную компоненту, мешая интеллектуальному развитию учащихся школ, реформа образования привела к ухудшению качества изучения основных наук. В статье использованы специальные исторические методы: сравнительно-исторический, ретроспективный, хронологический. Исследование выполнено на основе проблемно-исторического анализа с учётом социальных условий того времени. В целом реформа народного образования была противоречивой. С одной стороны, курс на сближение вузов и школ с экономическими потребностями советского государства был обоснован. Очень важно, что советское государство решило задачу всеобщего неполного среднего (восьмилетнего) образования. Был сделан существенный шаг вперед в народном образовании по сравнению с послевоенной эпохой. Начиная с конца 1950-х гг. в стране наметилось стремление к получению среднего образования и продолжению образования после окончания средней школы.
Заключение. Престиж образования постоянно рос. Всё больше школьников после окончания средней школы желали продолжать образование в высших учебных заведениях. Учебные заведения в значительной степени были ориентированы на индустриальные виды профессий. Численность обучающихся на предприятиях увеличивалась.
- Всенародное обсуждение вопроса об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране: материалы, опублик. в газете «Правда» (с 16 ноября по 15 декабря 1958 г.) (1958). Москва: Правда. 288 с.
- XX съезд Коммунистической партии Советского Союза: Стенографический отчет. (1956). Москва: Госполитиздат. Т. 1. 640 с.
- Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР (1959) // Вестник высшей школы. № 1 (63). С. 6-13.
- Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. (1985). Москва: Политиздат. 9-е изд. Т. 8. 542 с.
- Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. (1971). Москва: Политиздат. 8-е изд. Т. 7. 557 с.
- Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. (1986). Москва: Политиздат. 9-е изд. Т. 9. 574 с.
- Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. (1986). Москва: Политиздат. 9-е изд. Т. 10. 493 с.
- Материалы XXII съезда КПСС. (1961). Москва: Госполитиздат. 464 с.
- Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране: Тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР. (1958). Москва: Госполитиздат. 48 с.
- Паначин, Ф. Г. (1977). Управление просвещением в СССР. Москва: Просвещение. 208 с.
- Постановление Совета Министров СССР от 2 июля 1959 г. № 720 «О льготах для студентов вечерних и заочных вузов и учащихся вечерних и заочных средних специальных учебных заведений» (1959) // СП СССР. № 14. ст. 90.
- Постановление Совета Министров СССР от 5 ноября 1959 г. № 1233 «Об установлении сокращенного рабочего дня или сокращенной рабочей недели для лиц, успешно обучающихся без отрыва от производства в школах рабочей и сельской молодежи - вечерних (сменных, сезонных) и заочных средних общеобразовательных школах» (1959) // СП СССР. № 19. ст. 157.
- Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Черновые протокольные записи заседаний: стенограммы, постановления: в 3 т. (2006). Москва: РОССПЭН. Т. 2. 1120 с.
- Самойлова, И. Д. (1965). Какая форма подготовки специалистов эффективнее? // Вестник высшей школы. № 9 (141). С. 16-18.
- Стреляный, А. И. (1989). Последний романтик // Свет и тени «великого десятилетия»: Н. С. Хрущев и его время. Ленинград: Лениздат. 472 с.
- Укреплять связь высшей школы с жизнью: совещание работников высшей школы (1958) // Вестник высшей школы. № 10 (60). С. 3-8.
- Численность и состав населения СССР. (1984). Москва: Финансы и статистика. 366 с.