«Жила-была одна баба». Семейная драма священнической жены Людмилы Капитоновой (по материалам государственного архива республики Татарстан)
Введение. В статье на конкретном историческом примере посредством антропологического подхода предпринимается одна из первых в отечественной историографии попыток освещения проблемы места, роли и положения женщины в рамках семейных и внутрицерковных отношений начала XX в.
Материалы и методы. Анализ архивного материала демонстрирует сложную систему коммуникации и глубокие психологические и культурные противоречия в среде провинциального приходского
клира рассматриваемого периода. Женщине в ней отводилась подчиненная роль, тогда как нарушение ею традиционного порядка оборачивалось неблагоприятными последствиями.
Результаты. Повышение уровня образования женщин и, как следствие, усиление их интеллектуальной, правовой и культурной эмансипации в пореформенное время, натыкалось на патриархальные установки церковной среды. Столкновение традиции и инновации выливалось в острые межличностные и внутригрупповые конфликты, в процессе которых сторонами нередко аннигилировались базовые этические правила. Примечательно, что, выступая арбитром в столкновениях подчиненных, иерархия стремилась противодействовать проникновению культурных и психологических новшеств в православное сообщество. Случалось, что такой протекционизм шел в разрез с канонами и законодательством церкви, оборачиваясь нарушением ключевых принципов правосудия. Тем не менее, благодаря указанной ориентации и практическим подходам, церковь стремилась достичь ментальной гомогенности духовенства и внутренней стабильности системы в условиях внешней социальной турбулентности.
Заключение. Автор приходит к выводам, что церковный социум представлял собой замкнутую систему с весьма своеобразной матрицей норм и правил, повисавшей в устойчивом неравновесии между традиционализмом и пореформенным модернизмом. Церковь, базировавшаяся на патриархальном укладе, была не готова к коррекции гендерных ролей в условиях инновационных изменений даже там, где это не несло прямой угрозы ее культурной традиции.
- Безгин, В. Б. (2012). Правовые обычаи и правосудие русских крестьян второй половины XIX - начала XX века. Тамбов: Б. В. Безгин.124 с.
- Бернштам, Т. А. (2005). Приходская жизнь русской деревни. Санкт-Петербург: Петербургское востоковедение. 416 с.
- Бусыгин, Е. П., Зорин, Н. В., Михайличенко, Е. В. (1973). Общественный и семейный быт русского сельского населения Среднего Поволжья. Казань: Изд-во Казанского ун-та. 165 с.
- Волынские епархиальные ведомости (1904). Житомир, № 28. С. 888-893.
- Воронов, А. С. (1865). Материалы для нового положения о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения // Журнал министерства народного просвещения. 584 с.
- Государственный архив Республики Татарстан (ГАРТ). Ф. 1. Оп. 4. Д. 118868. 56 Л.
- ГАРТ. Ф. 4. Оп. 131 Д. 8. 139 Л.
- ГАРТ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 119972. 109 Л.
- Женское и мужское в традиционной и современной культуре: сохранение, фиксация, понимание. (2020). Материалы XIII международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН. В 2-х частях / Отв. ред. Н. Л. Пушкарева, сост. А. И. Громова. Москва: ИЭА РАН. Ч. 1. 439 с.
- Женская история сегодня: источниковедение, историография, новые методологические подходы (2021). Материалы XIV Международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН, Кишинев, 30 сент. - 3 окт. 2021 г. / отв. ред. Н. Л. Пушкарева, сост. А. И. Громова, А. В. Жидченко. В 2 ч. Москва: ИЭА РАН. Ч. 1. 318 с.
- Кенрик, Д. (2012). Секс, убийство и смысл жизни. Санкт-Петербург: Питер. 224 с.
- Мид, М. (1988). Культура и мир детства. Избранные произведения. Москва: Наука. 429 с.
- Мухина, З. З. (2018). Русская крестьянка в пореформенный период. Вторая половина XIX - начало XX века. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин. 736 с.
- Российская ассоциация исследователей женской истории. URL: http://rarwh.ru/(дата обращения: 20.09.2022).
- Российская повседневность в зеркале гендерных отношений: сборник статей (2013) / [отв. ред. и сост. Н. Л. Пушкарева]. Москва: Новое литературное обозрение. 856 с.
- Соловьев, Е. Т. (1888). Гражданское право: Очерки народного юридического быта. Казань: Тип. Губ. правл. Вып. 1. 166 с.
- Устав духовных консисторий (1883). Санкт-Петербург: Синодальная тип. 200 с.
- Фигнер, В. Н. (1922). Запечатленный труд. Москва: ЗАДРУГА. Т. 1. 348 с.