Шахерезада из Бельвю или французский будуар «а-ля тюрк» XVIII столетия

Введение. Будуар как концепция своеобразного женского кабинета зародился в начале XVIII столетия, когда турецкое или «а-ля тюрк» только начинало входить в европейскую моду. Среди факторов, повлиявших на оформление этой моды более прочего, прежде всего, стоит публикация первого французского перевода сказок «Тысяча и одной ночи» (1704-1717). 
Материалы и методы. Именно Франция была законодательницей моды в те годы, и развитию моды на турецкое немало помогали письма путешественников. Способствовала и активизация франко-турецких дипломатических отношений: после приезда в Париж посольства османского султана Ахмеда III (1720-1721) турецкое на
пике популярности в самых разных областях: в музыке и в сценических искусствах, в литературе и живописи.
 Результаты. Одним из проявлений моды «а-ля тюрк» стало «турецкое» оформление будуаров – своеобразных женских кабинетов, вошедших в моду в начале правления Людовика XV, вместе с модой на приватный, а не публичный образ жизни. Вопрос, который ранее не попадал в поле зрения отечественных исследователей тюркери, рассматривается посредством изучения самого раннего из известных на сегодня будуаров «а-ля тюрк» – будуара фаворитки Людовика XV маркизы де Помпадур в замке Бельвю (1748-1750). 
Заключение. Автор приходит к выводу, что именно турецкий будуар был своеобразым сердцем Бельвю. Здесь маркиза, как сказочная Шахерезада, развлекала короля и его друзей, «ужасно страдающих от невыносимой скуки». Подобные будуары в условно-турецком стиле, станут более привычными в конце XVIII – начале XIX вв., когда многие европейские аристократки получат возможность примерить на себя роль восточной красавицы. Будуар маркизы де Помпадур, чьей известной сильной стороной было умение удивлять, всякий раз находя новое в обыденном, стал одним из первых, открыв ряд условно-ориентального специфического женского интерьера.

Ключевые слова:
Франция, Турция, Османская империя, интерьер, тюркери, маркиза де Помпадур
Шапиро Бэлла Львовна - доктор культурологии, кандидат исторических наук, профессор
Российский государственный гуманитарный университет; Школа-студия (институт) им. Вл. И. Немировича-Данченко при Московском Художественном академическом театре им. А. П. Чехова
Москва
Россия
  1. Агратина, Е. Е. (2016). «Бриллиантовый театр» при дворе французских королей в 1761-1771 годах // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С. Г. Строганова. № 2-1. С. 135-145.
  2. Кириллина, Л. В. (2011). Турецкая тематика в творчестве Моцарта // Научный вестник Московской консерватории. № 1. С. 5-25.
  3. Костецкий, В. В. (2015). Сказка и деспотизм // Филологический аспект. № 4. URL: https://scipress.ru/philology/articles/skazka-i-despotizm.html (дата обращения 23.03.2023)
  4. Креленко, Н. С. (2015). Долгое путешествие Мэри Уортли Монтегю // Люди и тексты. Исторический альманах. № 8. С. 270-283.
  5. Мигаль, А. С. (2019). Османская империя глазами английских путешественников XVIII века // История и историческая память. № 18. С. 18-29.
  6. Опись Московской Оружейной палаты: в 7 ч. Ч. 6. Кн. 5. Конюшенная казна. Ловчий снаряд (1884). Москва : Тип. О-ва распространения полезных книг. 194 с.
  7. Орешкова, С. Ф. (1976). Турецкий документ первой половины XVIII в. о международной ситуации в Европе и внешнеполитических целях Османской империи // Тюркологический сборник. Москва : Наука. С. 109-119.
  8. Рассадина, С. А. (2010). «Сад наслаждений»: приватные страницы ориентализма // Studia Culturae. № 10. С. 114-128.
  9. Саид, Э. (2006). Ориентализм. Западные концепции Востока. Санкт-Петербург : Русский мир. 640 с.
  10. Шапиро, Б. Л. (2018). Текстиль в царских седельно-сбруйных комплектах XVIII столетия // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии: Материалы XXI международной научной конференции. Санкт-Петербург : СПГУТД. С. 398-401.
  11. Bernier, O. (1981). The Eighteenth-Century Woman. New York : The Metropolitan Museum of Art. 168 р.
  12. Cochet, V., Lebeurre, A. (2023). The Turkish Boudoir of Marie Antoinette and Joséphine at Fontainebleau. Saint-Rémy-en-l’Eau : Monelle Hayot. 208 р.
  13. DeJean, J. (2009). The Boudoir // DeJean, J. The Age of Comfort: When Paris Discovered Casual and the Modern Home Began. London : Bloomsbury Publishing. Р. 178-185.
  14. Delon, М. (1999). L'invention du boudoir. Paris : Zulma. 140 р.
  15. Dobie M. (2008). Translation in the Contact Zone: Antoine Galland’s Mille et une nuits: contes arabes // The Arabian Nights in Historical Context: Between East and West. Oxford : Oxford University Press. Р. 25-50.
  16. Lalanne, M. (2012). L’appartement de Marie Leszczyńska (1725-1768) // Bulletin du Centre de recherche du Château de Versailles. №2. URL: https://journals.openedition.org/crcv/12078 (дата обращения 23.03.2023)
  17. Le boudoir Turc / Château de Fontainebleau // URL:https://www.chateaudefontainebleau.fr/ru devenez-mecene-au-chateau-de-fontainebleau/projetsrealises/le-boudoir-turc/ (дата обращения 26.03.2023).
  18. Lee, D. C. (2013). Between Worlds: The Biography of Madame de Pompadour's Boudoir Turc. Thesis for the Degree of Master of Arts. Atlanta : Georgia State University. 64 р.
  19. Lee, H. (2023). On the Wings of Perfumed Reverie: Multisensory Construction of Elsewhere and Elite Female Autonomy in Marie Antoinette’s boudoir turc // Sex, Politics, and Material Culture in the Eighteenth-Century Bedroom and Boudoir / ed. by Zanardi T., Johns C. M. S. London : Bloomsbury Publishing. P. 219-244.
  20. Madame de Pompadour et les arts (2002) / ed. by Salmon X. Paris : Réunion des Musées Nationaux. 544 р.
  21. Mémoires du Duc de Luynes sur la Cour de Louis XV: 1735-1758. Vol. 1 (1860). Paris : Firmin Didot Frères. 496 р.
  22. Modarresi, M., Anbarani, А. (2012). Feminist Glimpses to Oriental Culture: the Study of Lady Mary Montagu’s Travel Letters // International Journal of English Language and Literature Studies. № 1(2). Р. 47-56.
  23. Pair of tureens in the form of dromedaries / Rijksmuseum. URL: https://www.rijksmuseum.nl/en/search/objects?q=Terrine&p=19&ps=12&st=Objects&ii=7#/BK-1959-13-B,223 (дата обращения 23.03.2023)
  24. Reid Haig, D. (2006). Walks Through Marie Antoinette's Paris. Ravenhall : Ravenhall Book. 160 р.
  25. Saint-Foix, G. F. P. (1730). Lettres d'une Turque a Paris, ecrites a sa soeur au Serrail. Amsterdam : Pierre Mortier. 246 р.
  26. Scott, K. Framing Ambition: The Interior Politics of Mme de Pompadour // Art History. 2005. №2 (28). Р. 248-290.
  27. Sharov, K. S. (2018). Construction of the systems of gender power: the peculiarities of the discourse of favoritism // Философская мысль. № 8. С. 1-7.
  28. Stein, P. (1994). Madame de Pompadour and the Harem Imagery at Bellevue // Gazette des Beaux Arts. № 78. Р. 29-44.
  29. Thornton L. (1994). Women as Portrayed in Orientalist Painting. Paris : ACR Edition. 192 р.
Для цитирования:
Шапиро Б. Л. Шахерезада из Бельвю или французский будуар «а-ля тюрк» XVIII столетия. История: факты и символы. 2023;(2):63-72. https://doi.org/10.24888/2410-4205-2023-35-2-63-72