«Маленькие домики» Мари Гимар (1772) и Анны Дервье (1789): мода, стиль и художественная культура в неоклассической франции

Введение. В статье рассматривается эволюция художественной культуры Франции эпохи неоклассицизма, которая развивалась под влиянием всеобщего внимания к истории Античности («Греческое Возрождение» и «Римское Возрождение») и Древней Этрурии (Этрусское Возрождение»). Очарование загадочной этрусской культуры было настолько сильным, что получило название этрускомании – т.е. повального, всеобщего увлечения. Вопрос рассматривается на примере декоративного оформления так называемых «маленьких домиков» («petite maison») – небольших аристократических особняков, особенно популярных во Франции трех последних четвертей XVIII столетия. Для более подробного изучения избраны два объекта – «маленькие домики» IX округа Парижа, принадлежавшие двум танцовщицам Парижской Оперы. Акцент в исследовании делается на моде в области художественной культуры; так показывается, как неоклассический стиль оформления интерьера обогащается этрусским декоративным стилем. Материалы и методы. Основными исследовательскими материалами выступили письменные и изобразительные источники. Вещественные источники привлекались весьма ограниченно, поскольку многие из «маленьких домиков» 1770–1780-х гг., расположенные в IX округе Парижа, были безвозвратно утрачены в ходе так называемой османовской реконструкции времен Второй империи. Таким образом, в научный оборот вводятся неизвестные и малоизвестные в данном контексте источники. Методология исследования соответствует постановке проблемы. В основу методологии положен междисциплинарный синтез: задействуются историко-системный подход, диахронический и сравнительный анализ, биографический, иконографический и формально-стилистические методы. Результаты. Показывается, что в области декоративного оформления интерьера этрускомания развивалась во взаимосвязи с развитием этрускологии. Наибольшую популярность этрусский декоративный стиль получил во время перехода от донаучной к научной этрускологии. В то же время необходимо отметить, что на практике декоративный этрусский стиль представлял собой всего лишь стилевое направление неоклассицизма, не имеющее четких границ и не связанное с подлинным искусством Этрурии. Заключение. Автор приходит к выводу, о том, что в контексте оформления парижских «маленьких домиков» пиковыми с точки зрения интереса к этрусской тематике стали годы накануне Великой французской революции, изменившей и историю Франции, и историю ее художественной культуры.

Ключевые слова:
Этрусское Возрождение, Античность, неоклассицизм, материальная культура, история интерьера, история архитектуры, мода, стиль, декоративно-прикладное искусство, Франция, Парижская Опера
Шапиро Бэлла Львовна - доктор культурологии, кандидат исторических наук, профессор
Российский государственный гуманитарный университет
Миусская площадь, д. 6, Москва, 125047
Россия
  1. Карлейль, Т. (1991). История Французской революции. М.: Мысль. 575 с.
  2. Красовская, В. М. (1981). Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: Эпоха Новерра. Л.: Искусство. 286 с.
  3. Литвин, Т. А. (2014). Проблема этрусков и «этрусского» стиля неоклассицизма в Западной Европе и в России. К вопросу генезиса стилевых направлений второй половины XVIII в. // Научные труды. № 31. С. 175–187.
  4. Мак-Коркодейл, Ч. (1990). Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. М.: Искусство. 247 с.
  5. Мокульский, С. С. (гл. ред). (1957). История западноевропейского театра. Т. 2. М.: Искусство. 906 с.
  6. Немировский, А. И. (1983). Этруски. От мифа к истории. М.: Наука. 262 с.
  7. Фюре, Ф. (1998). Постижение Французской Революции. СПб.: ИНАПРЕСС. 224 с.
  8. Шапиро, Б. Л. (2024). Вазомания в раннем Венсенне-Севре: стиль, цвет и форма. От рококо к неоклассицизму // Вестник РГГУ. Серия: Философия, социология, искусствоведение. 2024. № 2. С. 91–107. doi: 10.28995/2073-6401-2024-2-91-107
  9. Шапиро, Б. Л. (2023). Шахерезада из Бельвю, или Французский будуар «а-ля тюрк» XVIII столетия // История: факты и символы. Т. 35. № 2. С. 63–72. doi.org/10.24888/2410-4205-2023-35-2-63-72
  10. Шартье, Р. (2001). Культурные истоки Французской революции. М.: Искусство. 256 с.
  11. Aldis, J. (1906). Madame Geoffrin: Her Salon and Her Times, 1750-1777. London: Methuen & Co. 372 р.
  12. Baker, H. B. (1889). The London Stage: Its History and Traditions from 1576 to 1888. Vol. 1. London: W. H. Allen & Co. 296 р.
  13. Baschet, R. (1943). Mademoiselle Dervieux, fille d'opéra. Paris: Flammarion. 216 р.
  14. Bloch, R. (1955). L'Art et la civilisation étrusques. Paris: Librairie Plon. 231 р.
  15. Bloch, R. (1956). The Etruscans. London: Thames and Hudson. 260 р.
  16. Braham, A. (1989). The Architecture of the French Enlightenment. London: Thames and Hudson. 288 р.
  17. Capon, G. (1902). Les Petites Maisons galantes de Paris au XVIIIe siècle. Folies, Maisons de Plaisance et Vide-Bouteilles, d’après les documents inédits et les rapports de police. Paris: H. Daragon Librarie. 144 р.
  18. Champeaux, A. (1898). L'art decoratif dans le vieux Paris. Paris: C. Schmid, 1898. 352 р.
  19. Cheng, D. (2016). The Public Boudoir of an Actress: The Petite Maison of Mademoiselle Dervieux // CHORA: Intervals in the Philosophy of Architecture. Vol. 7. Р. 21–46. https://doi.org/10.1515/9780773598799-003
  20. Durand, M. (2014). Jean-Démosthène Dugourc, Dessin de tapis pour le boudoir arabesque de Mademoiselle Dervieux // Base en ligne du musée des Tissus [w. p.].
  21. Fuhring, P. (2006). ‎François-Joseph Bélanger, 1744-1818. Paris: Didier Aaron & Cie. 61 р.
  22. Goncourt, E. (1893). La Guimard. Vol. 1. Paris: Bibliothèque-Charpentier. 332 р.
  23. Guest, I. (1996). The Ballet of the Enlightenment: The Establishment of the Ballet D'Action in France, 1770-1793. London: Dance Books. 446 р.
  24. Haig, D. R. (2006). Walks Through Marie Antoinette's Paris. Ravenhall: Ravenhall Book. 160 р.
  25. Honoré Fragonard (1889). The Nation. January 17. Р. 48–49.
  26. Howarth, W. D. (ed.) (1997). French Theatre in the Neo-classical Era, 1550-1789. Cambridge: Cambridge University Press. 718 р.
  27. Jackson, C. Ch. (1880). The Old Regime: Courts, Salons, and Theatres. Vol. 2. London: Richard Bentley and Son. 385 р.
  28. Jacques Garcia, Intemporel Auction (2023). Vol. 1. Champ de Bataille. Paris: Sotheby's France. 217 р.
  29. Johnson, D. (2023). Mythologies of the Boudoir: Jacques-Louis David's the Loves of Paris and Helen // Intimate Interiors: Sex, Politics, and Material Culture in the Eighteenth-Century Bedroom and Boudoir. London: Bloomsbury Publishing. P. 169-195. doi: 10.5040/9781350302068.ch-8
  30. Koeppe, W. (2012). Abraham and David Roentgen as Europe’s Principal Cabinetmakers. From Rococo Playfulness to Neoclassical Elegance // Extravagant Inventions. The Princely Furniture of the Roentgens. New York: The Metropolitan Museum of Art. С. 3–15.
  31. Lynham, D. (1950). The Chevalier Noverre: Father of Modern Ballet; a Biography London: Sylvan Press. 204 р.
  32. Quellern, L. (1910). Le chateau de Bagatelle: Etude historique et descriptive suiuie d'une notice sur la Roseraie. Paris: Charles Foulard. 94 р.
  33. Raaijmakers, M. (1985). La Musa Polimnia di Cortona: una pittura pseudoantica comissionata da Marsello Venuti // L’Accademia Etrusca. Milano: Electa. Р. 69–72, 101–103.
  34. Turfa, J. M. (2014). The Etruscan World. London: Routledge. 1216 р.
  35. Volosyuk, O. V. (2013). Las relaciones hispano-rusas en el siglo XVIII: el ministro plenipotenciario ruso en España conde Piotr Buturlin (1763–1765) // España en el exterior. Historia y Archivos. Actas de X Jornadas de Castilla-La Mancha sobre investigacion en archivos. Guadalajara: Asociación de Amigos de Archivo Histórico Provincial de Guadalajara. P. 549–564.
Для цитирования:
Шапиро Б. Л. «Маленькие домики» Мари Гимар (1772) и Анны Дервье (1789): мода, стиль и художественная культура в неоклассической франции. История: факты и символы. 2024;(3):31-43. https://doi.org/10.24888/2410-4205-2024-40-3-31-43